Безопасность Дошкольников

         Конспект познавательного рассказа         «Кто нас защищает»

В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей. Большой город может встретить нас недружелюбно: угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Это они способны организовывать взрывы и убийства. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае?

От кого нас защищают

Нас защищают от террористов. Это злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, взрослых, стариков. При этом они могут говорить много красивых слов, выдвигать гневные требования, пытаться внушить всем нам, что они делают благородное дело. Себя преступниками они не считают.

Схема №1 «Службы обеспечения безопасности»

Кто нас защищает

Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. (Схема №1 «Службы обеспечения безопасности»).  Задача разведчиков - определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность. Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. Но, чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом - терроризмом. (Схема №2 «Структура НАК»)

 


Схема №2 «Структура НАК»

 

У людей, работающих в НАКе, мало свободного времени и практически нет выходных. Они выбрали эту нелегкую профессию для того, чтобы мы могли жить спокойной, привычной для нас жизнью: ходить в школу, на работу, встречаться с друзьями, путешествовать… Милиционеры ловят преступников, врачи лечат людей. Но, если террористам все же удается осуществить свои грязные замыслы, например, захватить в заложники детей в школе (как это было в Беслане) или взорвать жилой дом (как в Москве и ряде других городов России) - НАК становится единой командой, где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду.

 


 Конспект досуга, посвященного Дню солидарности в борьбе с терроризмом для старшего и подготовительного возраста

Ведущий 1:   Здравствуйте, дорогие гости и дети!

             Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы почтить память погибших  детей, родителей, учителей, всех людей, которые были когда-то захвачены и убиты  террористами.

        Десять лет назад 3 сентября в результате захвата заложников в школе №1 города Беслана погибло 334 человека, среди которых были и дети.  Поэтому день 3 сентября был объявлен « Днем солидарности в борьбе с терроризмом».

             Чтобы мы с вами жили в  мирной стране, не зная горестей и бед, сотрудники спецслужб и правоохранительные органов охраняют и защищают  нас. Но, к сожалению, иногда они погибают при исполнении служебного долга. 

Ведущий 1: Сейчас я предлагаю вам слайдовую презентацию  посвященную «Дню солидарности в борьбе с  терроризмом (1слайд -10-я годовщина трагедии Беслана).

 

Звучит музыка «В.А.Моцарта «Маленькая ночная серенада»

Ведущий 1:

(слайд 2) Первого сентября дети с родителями, нарядные, полные радужных надежд, с букетами для своих любимых учителей  собираются во дворе школ, чтобы услышать первый школьный звонок, зовущий в новый учебный год.

Ведущий1:

В тот день они весело в школу шагали,

Было мирное небо над их головой,

И о том, что случится, конечно, не знали,

Тот праздник для них обернулся бедой.

На линейке детей окружили бандиты

И силой загнали в школьный спортзал.

 (слайд 3) Да, ребята, однако, у террористов на этот праздник были другие планы. В течение трёх дней эти нелюди удерживали в заминированном спортзале более 1100 заложников – детей, их родителей и сотрудников школы, – без воды, без еды, отказывая им даже в минимальных естественных потребностях.

Ведущий 1:(слайд 4)

Выстрелы. Стоны. Плач.  В школу пришёл Палач.
 Никто не думал, не гадал…
  Но… «Час Х» уже настал.
  Боевики никого не щадили
  Взрослых, детей они в спортзале, как в консервной банке, закрыли,
  И бомбы, как игрушки, в углах разложили.

С болью в сердце, затаив дыхание, вся страна жила в ожидании развязки. Она наступила в результате штурма школы, в котором были уничтожены почти все террористы и погибли  бойцы групп «Вымпел» и «Альфа» (слайд 5).

Ведущий1: (слайд 6)
            Сотни людей в тот день были  убиты,

 Особенно те, кто кричал и кричал.

  Кто выжил в тот день, никогда не забудет,

  Тот ужас и страх, что пришлось испытать.

             Среди погибших и пропавших без вести в результате теракта в      Северной Осетии сотни детей, пришедших в школу 1 сентября.

(Слайд 7) И был создан памятник, который назвали 

«Древо скорби Беслана, памятник детям жертвам теракта».

И мы эти грозные дни будем помнить,

Погибшим - молчаньем минуту стоять.

И сейчас я предлагаю всем почтить память всех погибших минутой молчания.

Звучит метроном.

 Ведущий 2: Ребята, а вы хотели бы защищать свою Родину? (Ответы детей)

      А как вы думаете, каким  нужно быть, чтобы защищать свою Родину ?

                 (Ответы: сильным, храбрым, смелым, отважным).

    Вот мы сейчас с вами и проверим, какие вы сильные, смелые, храбрые, ловкие!

              Мы приглашаем две команды. Команда «Солнышко» и команда «Звёздочка».

                  И первым нашим испытанием будет эстафета:

·                    Саперы (мешочки  с песком обползают змейкой)

·                    Снайперы (снежки), (необходимо попасть капитану команды в цель «снежком», кто больше попадет, тот и выиграл)

·                    Минное поле (следы) (Следы расположены на небольшом расстоянии друг от друга, и каждый член команды,  должен по ним, перейти «минное поле, кто первый перейдет, тот и победил).

·                    Спасатели (обручи) (Капитан команды, держа обруч, подбегает к каждому члену своей команды, они прикрепляются к нему и пока всех «не спасёт, эстафета не кончается).

Ведущий 2: А сейчас, ребята, в завершении нашего праздника мы предлагаем поиграть в игру «Салют». («Собери салют»). В кругу разноцветные звёздочки, дети  подбегают к большому кругу, берут по одной звезде, несут каждый в свой обруч, делая маленькие салюты.

Ведущий2:  Ребята, наш праздник подошёл к концу, вы доказали какие вы сильные, смелые, отважные, ловкие,  умелые и победила у нас дружба.

            И мы надеемся, что в вашей жизни, вы не столкнетесь с такими трагическими событиями, и пусть мирное небо всегда будет у вас над головой. 

 

Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце»


Конспект педагогического мероприятия «Учись принимать решения в опасных ситуациях»

Цель: научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ними совершается насилие, что это не детские капризы.

Материал: - настольный театр по р.н.сказке «Кот, петух и лиса» - иллюстрации «Полицейский. Полицейская машина» - иллюстрации опасных ситуаций связанных с поведением незнакомых ребёнку взрослых людей

Ход занятия :

I. Инсценировка сказки Воспитатель предлагает детям инсценировать р.н. сказку «Кот, петух и лиса». Затем обсуждается поведение героев сказки: - Кто из героев сказки нарушил правило безопасности? (петушок) - Назовите это правило? (нельзя доверять незнакомцам) - Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы? (громким криком)

II. Опасные ситуации, связанные с насильственными действиями незнакомых взрослых Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Такие, как лиса из сказки «Кот, петух и лиса». Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. От таких людей нас защищает полиция (выставляется иллюстрация «Полицейский. Полицейская машина»). Люди этой профессии всегда придут на помощь в опасной ситуации. На улице нас могут подстерегать опасные ситуации:

 - Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой (выставляется иллюстрация данной ситуации) Что нужно делать? (мнение детей) кричать. Но как кричать?(мнение детей). Окружающие могут подумать, что кричит просто капризный ребенок. Кричать нужно так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!». Если тебя пытаются взять на руки. Нужно принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху. Стараться увернуться, убежать.

- Ты гуляешь на улице - к тебе подходит ласковый и добрый мужчина (или женщина) предлагает сладости и покататься на машине (выставляется иллюстрация данной ситуации). Какие будут твои действия? (Не принимай от чужих угощения. Не подходи к незнакомым машинам). Если тебя хотят затащить в машину, кричи: «Помогите меня увозят чужие люди!» Чтобы такого с вами не случилось нужно знать и всегда выполнять вот такие правила безопасности:

- не ходи в безлюдном месте.

- не играй вблизи машин, в которых сидят люди.

- не гуляй до темноты.

- ходи в магазин или к другу всегда одной дорогой.

- не вступай в разговор с чужими людьми.

- не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.

III. Тренинг. В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке: «Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы... Кот и дрозд спасите меня!» Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь. В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают "чужого человека" и "ребенка", которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли "похищенного" побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых. Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.

IV. Итог занятия

 Воспитатель: Дети, опасных ситуаций можно избежать, если всегда выполнять правила безопасности. Давайте назовём их! (дети называют правила безопасности).

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

 В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет.

Отвечайте твердо: "Нет!"

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет

Отвечайте твердо: "Нет!

 


 

                  Ситуации для обыгрывания

   «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

Ситуация №1

На прогулке во дворе ребенок увидел красивого плюшевого медведя  или цветной пакет.

Обсудить, как поступить в такой ситуации: взять вещи, никому не говоря? Рассказать сопровождающему взрослому? Что может быть в пакете?

Ситуация №2

Незнакомец уговаривает пойти с ним куда-то. Предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым. Как ребенок должен поступить? Каждый придумывает и разыгрывает свою ситуацию с игрушками.

Например: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет»,

 « У меня живет попугайчик, он хочет с тобой подружиться», «Твоя мама попросила меня привести тебя к ней».

Во время обсуждения педагог должен довести до детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если разговор состоялся, отвечать вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что тебя ждут».

Ситуация №2

Незнакомый человек угощает тебя чем- то очень вкусным.  «Угощайся, малыш! Возьми конфетку! Выпей стаканчик газировки!»

Обсудить с детьми наиболее удачные ответы, довести до сознания детей, что есть и пить, предлагаемое незнакомыми на улице - нельзя. С едой могут дать снотворное или яд.

Ситуация №3

Ребенок потерялся. Что он будет делать? (разыграть ситуацию с игрушками)

- везде бегать и искать маму.

- стоять на месте, где потерялся.

- обратиться к прохожему и попросить отвести в полицию.

- обратиться за помощью к продавцу, охраннику

- пойти с незнакомой женщиной, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

Обсудить с детьми все варианты и выбрать самые верные.

 

Ситуация №4

Выжить при штурме. Ты оказался в заложниках. Место, в котором вас удерживают, штурмуют спецслужбы. Как бы ты повел себя в такой ситуации?

- побегу, куда глаза глядят

- буду звать на помощь сотрудника спецслужб

- помогу спецназу драться с террористами

- лягу на пол и закрою руками голову

Ситуация №5

Действия заложников. Если ты оказался в заложниках, как ты поведешь себя в этой ситуации?

- буду плакать и просить отпустить домой

- буду кричать и звать на помощь

- попытаюсь незаметно позвонить домой

- буду подчиняться приказам человека с оружием

 

 

 

            Стихи

·         Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.

 Но я уверена, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

·         Эй, человек, оглянись-ка вокруг,

 Сколько в мире прекрасного!

Разве может всё это вдруг

Стать жертвой взрыва страшного?!

Или нам мало войн и раздоров,

Ссор, аварий и катастроф?

Или мы до конца не поняли,

 До чего ж стал мир жесток?

·         Доброта – это мир, это истина, правда.

 Добрым должен быть каждый из нас,

 Чтоб частичку её подарить когда-то

Обделённым в жизни хоть раз.

Хоть разок сделать доброе людям,

 В них надежду и веру вселить,

Это зло умирает со временем,

Но добро продолжает жить!

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас,

 И добротой бескорыстной своей

Помогают нам каждый сейчас!

·         Пусть будет небо голубое,

А солнце - ясным!

Пусть человек не будет злым,

 И станет мир прекрасным!

Одна история.

Мама с ребёнком

Шли по дорожке.

Маленький сын

Отставал понемножку.

Вдруг он увидел

Красивый пакет,

И любопытство взяло над ним вверх!

Вот он бежит к дорогому пакету…

Мама увидела картину эту

И закричала она ему вслед:

«Нет, мой малыш, ты не трогай пакет!»

За руку мама сына взяла,

Со страшного места его увела,

Всё – всё сынишке она рассказала

И строго – настрого впредь наказала:

«Нужно быть бдительным, помни сынок,

Есть злые люди – им всё равно,

Что дети гибнут по их вине.

Должен поверить, сыночек, ты мне.

Всем ребятишкам, друзьям рассказать:

Всё, что лежит, нельзя поднимать».

-Понял,- сказал ей ребенок в ответ.-

- Скажем мы, мама, террору: «Нет-нет!»

Я хочу видеть мирное небо,

Чтобы в достатке у всех было хлеба,

Фруктов, печенья, игрушек, конфет…

Нет! Терроризму – конечно же, нет!

Мама тихонечко грустно вздохнула,

Сына погладила и улыбнулась.

- Правильно, мальчик,- сказала она.-

- Нет, не нужна людям война!

Надо всем дружно мир сохранить!

Нам терроризма не допустить!

                                        Алиса Беденко

 

Нет» - терроризму!
Скажем вместе:
- Терроризму-нет!
Миру нужен солнца яркий свет!
Чтоб не проливалась кровь людей, 
Чтобы не было погибших детей!
Нет причины для смертей и слёз.
Взрослые, слышите, это всерьёз!
Мы не устанем опять повторять:
- Вы не должны людей убивать!
Не на могилу носить нам цветы  - 
Цветут они для мирной красоты.
Горе в семью вы нести не должны!
Дружба и счастье людям нужны!
Почему не хотят услышать нас?!
Мы повторить можем тысячу раз:
- Нет – терроризму! Нет – войне!
Мы хотим жить в мирной стране!
                                   Солодуненко Кристина

 


2.         Как разговаривать с детьми о терроризме

Бдительность, ответственность каждого из нас составляют арсенал антитеррористической коалиции. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.

Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Только толерантность, взаимоуважение позволят предупредить разрастание социальной базы терроризма.

3 сентября в России принято вспоминать жертв террористических актов, а так же сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга.

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах, мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке)  или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г.). Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?

          Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма.

          Возможно, главная реакция - это страх. И за себя,  и за своих близких, и за тех,  кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас.

          Характерно и ощущение потери стабильности . Растерянность, ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться от взрослого к ребенку.  

Гнев — естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности — на близких.

      Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

          В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования  основ безопасного поведения, которое осуществляется в разных направлениях: работа с детьми; родителями; педагогическим коллективом и персоналом. 

          Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

          С родителями  провести консультации, семинары, вечера обсуждений. Подготовить в качестве раздаточного материала памятки и советы для родителей, оформить стенды в родительских уголках  «Дошкольник - в безопасной среде».

Работа с дошкольниками по антитеррору начинается с обучения детей правилам поведения: с незнакомыми людьми, в ситуациях насильственного поведения незнакомых взрослых, когда ты потерялся, в ситуациях с найденными  пакетами  и игрушками. С детьми   можно провести  беседы по сюжетным  картинам, досуговые мероприятия,  обыгрывание ситуаций, посмотреть обучающие мультфильмы; провести акцию «Памяти детей, погибших в терактах».

        Как говорить с  ребенком.

·         Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами. Например: «Я вижу, ты потрясен этим».

·         Иногда трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Это действительно тяжело для тебя и для нас».

·         Скажите ребенку: испытывать страх за собственную безопасность — это нормально. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие взрослые.

·         Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя («Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?»). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?

·         Если мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке», то тем самым не признаем серьезности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится.

·         Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: «Кто может с этим что-либо поделать?» Старайтесь помочь подростку удержаться от незрелых реакций и действий («во всем виноваты мусульмане», «месть террористам» и т.д.).

 

 

 

 

     Помогайте вашим детям справится с  их страхами

·         Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д.

·         Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение; помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с ним. Постарайтесь сделать общение как можно более теплым.

·         Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности.

·         Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.

·         Если кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим родственником).

·         Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.

·         Если вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, в случае необходимости — и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы для детей и подростков. Есть и другие организации, способные оказать поддержку, — общественные или религиозные.

·                     Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.

 

 

Обучение ребенка правилам безопасного поведения

          Не будем о грустном?  Но ведь нужно! Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды... Навыки безопасного поведения - просто суровая необходимость. И прививать их надо как можно раньше.  

     Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

- Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
          - Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.
            - Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду. Но вот ребенку три-четыре года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Дети этого возраста должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.

- Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души  - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.

- Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные "страшные" истории.

- Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. 

- Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, и т.д.)

         - Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей.

           - Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.
           - Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если детям и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.

Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

               - Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.

               Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
            - Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.

          - Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.

         - Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в полицию.

       По мнению психологов, научить маленького ребенка самостоятельным адекватным действиям в чрезвычайной ситуации практически невозможно. Эмоции у детей берут верх над разумом, а память в этот момент «вышибает». От наших наставлений не остается и следа. Психика взрослых работает по обратному принципу: в момент опасности срабатывают защитные механизмы, и в памяти всплывают прочитанные где-то советы о том, как спастись.

  Только взрослым под силу помочь ребенку совладать с собой в случае большой опасности, защитить, успокоить, ободрить. И не важно, чьи рядом могут быть дети: как правило, беда и опасность сближает. Так что, каждому из нас необходимо знать и всегда держать в голове  «инструкцию по выживанию».

  Самое главное - успокоить ребенка, продемонстрировать ему свою уверенность и спокойствие. Важно даже не то, что вы говорите, а то, как вы это делаете. В таких ситуациях очень важен телесный контакт: прижмите малыша к себе. Если можно, возьмите на колени, погладьте по голове. Хотя бы просто возьмите за руку. Успокаивают детей и всевозможные «пальчиковые игры»: перебирание пальчиков, легкий массаж ладошек. Полезно играть «в слова» и разговаривать на отвлеченные темы из повседневной жизни.

  Постоянно находитесь в контакте: разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы, будьте искренни с ним, своим эмоциональным состоянием, тоном речи, мимикой настраивайте его на позитивный лад, давайте понять маленькому человеку, что «все будет хорошо». Старайтесь не допускать бурных эмоций и резких движений ребенка.

   

Оказавшись в числе заложников, прежде всего жизненно важно успокоиться. Спокойствие и трезвый взгляд на происходящее помогут оценить ситуацию и принять все возможные меры для сохранения собственной жизни и жизни оказавшихся рядом детей.

 

           Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет  вашего.

 

3.       Список  литературы:

1.      Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей детского сада /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение,2005.

2.      Правила безопасности для взрослых и детей: «Библиотечка «Военные знания»/ А.Г.Рыхнов, под ред. В.В. Шевченко –М.: 2006г

3.      Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4.      Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

 

 Электронные ресурсы:

 

5.      http://nsportal.ru

6.      http://www.antiterror.ru - «Россия Антитеррор» - Национальный портал противодействию терроризма.

7.      http://wikikurgan.orbitel.ru/images/e/ec/Дорошенко_Л.Н._КП-2013_презентация.pdf

8.      http://www.litn-andr.narod.ru- детский  сайт противодействия терроризму

9.      :http://datki.net/den-solidarnosti-v-borbe-s-terrorizmom/